Эссе про Instagram

Где самолюбование поощряется, каждый может раздеться по собственному желанию, а подглядывание становится модным развлечением.

Instagram — знаковый феномен информационного общества и воплощение триумфа визуальности. Кино, реклама, ТВ, интернет-медиа — зрительные образы вездесущие. Это привело, по мнению писательницы и искусствоведы Сьюзан Зонтаг, до появления «хронического вуаеризма» в отношениях между человеком и окружающим миром. Визуальное восприятие ничем не опосредованное. Образы докучают, от их влияния сложно избавиться. Даже не имея желания смотреть и пропускать через себя, человек оказывается вынужденным, так как визуальное тотальное. Но в случае с Instagram он хочет смотреть.

Исследователь кинематографу Кристиан Метц называл кино «прорехой в социальной ткани, разрывом, из которого выглядывали вещи немного более безумные, чем те, которые занимают остальное наше время». По той причине, что кино с момента своего появления «легализовало» практики подглядывания и наслаждения через визуальные образы. Кажется, сегодня наша любимая социальная сеть также позволяет прикоснуться до «немного безумных вещей», да еще и делает это «мастхэвом» для продвинутого индивида.

Вуаеризм — восхищение подглядывание, поглощением визуальных образов — есть диаметральной противоположностью эксгибиционизма, восторгу от бытия увиденного. Как в кино, так и в фотографии зритель подавляет свой эксгибиционизм и переносить подавлено желание на актера, модель. Но встреча эскгибициониста и вуаериста никогда не произойдет: они «разминулись», потому что посредником этой встречи стал экран.

В этой невозможности встречи заложена мощная источник наслаждения. Ведь самое сильное желание и не должно иметь реального объекта. Все реальные объекты — только заменители, в то время как желание преследует единственную настоящую цель — кажущуюся, которая всегда манит и убегает. Этот механизм обеспечивает непрерывность и постоянное воспроизводство желания смотреть, недовольство, но и нуждается в объекте-заменителе.

Кроме наслаждения от недостижимой фантазии визуальное предлагает нам наслаждение через другого. Философ Славой Жижек заметил, что «у каждого честного человека есть глубокая потребность в том, чтобы найти субъекта, который верил бы вместо него; когда другого приносят в жертву вместо меня, я жертвую собой через другого; когда Другой действует вместо меня, я сам действую через Другого; когда Другой наслаждается вместо меня, я сам наслаждаюсь через Другого». В отношении Instagram это действует так же, как с любыми другими визуальными образами: это успех, эмоции, катарсис, жизнь через Другого.
С визуализацией образа социального успеха происходит «демократизация нарциссизма»: желание быть увиденным и одобренном возводится в норму. В интернет-среде человек захвачен множеством вариаций идеального «Я» и бесконечным количеством идентификаций. Он создает своего желаемого двойника в соответствии с экранными образами, заданными модой. При этом отклонение от идеального образа недопустимо. Нарциссизм равнодушен к реальности, в которой объективно существуют недостатки. Он требует создания искусственного эротизованного видения мира, которое формирует наше восприятие и подтрунивает с эмпирической реальности.

Благодаря возможности в любое время начать или прекратить контакт, зритель приобретает иллюзию власти над объектом. Но власть автора снимков первичная: он может показать только тот ракурс и только тот фрагмент своей реальности, который считает нужным. Контент Instagram будто и не стремится к правдоподобности: чаще всего реальность представлена в более выгодном свете, ракурсе и объеме без стремления к отражению реальных свойств оригинала. Пространство идеалов оказывается мнимой, и от этого стремление к ней становится все более неудержимым.

Тенденции, рожденные Instagram, распространяются гораздо шире самой виртуальную площадку и даже преодолевают границы онлайна, становясь эталонами образа жизни, вида и личных ценностей.
Сегодня время коротких рассказов. Ты есть, пока рассказываешь историю, пока тебя хотят слушать. А лучше — смотреть.
Что ж, время запостить новую фотку.

Эссе про Instagram: 3 комментария

  1. Фроккен Жули

    Забавно вы смешали и вуаеризм и инстаграмм. Все более проще — люди любят себя и нарцисизм еще никто не отменял.

  2. Уведомление: Страдания юного Сартра | Textonoff.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

(Spamcheck Enabled)