Зелёная волна: экологические технологии на коммерческом транспорте

Конструкторы-производственники все силы бросили на ближайшую цель – выполнение норм Евро 5, которые уже не за горами. И сегодня задача автопроизводителей – разработка технологий для приведения своих двигателей к требуемой экологичности. Иначе в Европе все шлагбаумы окажутся закрыты. Только как добиться нужного результата?

Для моторов легковых машин достичь норм Евро 4 и Евро 5 удалось достаточно оперативно и без применения дополнительных систем. Совершенствование впрыска топлива и технологий катализаторов позволило максимально полностью сжигать смесь в цилиндрах, а что не догорело – эффективно доокислить в катализаторе. Но для больших дизелей грузовиков и автобусов этого оказывается недостаточно – чище Евро 3 сделать выхлоп не удается. Между тем, по сравнению с Евро 3, нормы Евро 4 и Евро 5 подразумевают снижение на 80% выброса сажи и на 60% оксидов азота. Перед автопроизводителями встала серьезная задача.

И ее решение было найдено – причем даже два. Один вариант – это технология EGR (Exhaust Gas Recirculation) – система рециркуляции отработавших газов. Суть ее в том, что часть выхлопных газов забирается из системы выпуска, охлаждается и снова подается в камеры сгорания цилиндров. Другой вариант – технология SCR (Selective Catalytic Reduction) – система избирательной каталитической нейтрализации. Здесь используется специальный реагент AdBlue на основе дистиллированной воды и мочевины, который через форсунку впрыскивается в выхлопную систему. В катализаторе он вступает в реакцию с выхлопными газами, в результате чего оксиды азота распадаются и на выходе получается свободный (безвредный) азот и вода. Управляется система электроникой, которая контролирует токсичность выхлопных газов, их температуру, обороты двигателя и условия движения автомобиля, рассчитывая количество подаваемого реагента.

У каждой из систем присутствуют свои недостатки. Главным минусом технологии SCR считается появление в автомобиле еще одного расходного материала. Причем расходуется AdBlue достаточно активно – в среднем 0.5 — 1 литр на 10 литров топлива, вследствие чего придется возить с собой еще один заправочный бак емкостью около 100 литров. Кроме того, реагент придется покупать, и где – тоже вопрос, ибо даже в Евросоюзе еще не развита инфраструктура заправки AdBlue. Подобных проблем не испытывает технология ЕGR, однако тут возникают технические сложности. Происходит отбор мощности двигателя для охлаждения и обратной закачки выхлопа. Несколько сокращается интервал между сменами моторного масла. Немного выше расход топлива, и двигатель с ЕGR оказывается более требователен к его качеству.

В оценках обеих систем и выборе между ними европейские автопроизводители оказались практически единодушны. Технологию SCR взяли на вооружение DAF, Daimler Chrysler, Iveco, Renault и Volvo. Систему же ЕGR выбрала только Scania. Однако с SCR шведы работать тоже не прекратили, и на самых своих мощных двигателях Scania применит как раз эту технологию.

Вас интересует модельный ряд КРАЗ и вы хотели бы поближе познакомиться с отдельными моделями, узнать технические характеристики и найти фото? Заходите на https://truck.ironhorse.ru/category/ua/kraz и сможете найти массу полезной технической информации, узнать мнение людей, эксплуатирующих эти автомобили.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

(Spamcheck Enabled)